madcat2 (madcat2) wrote,
madcat2
madcat2

Categories:

Подзадолбали меня тут похвальными отзывами на один трешак.

Давно я ничего не писал о книгах. Тем более о богомерзких попаданцах, но… Есть у меня во френд-ленте писатель-фантаст, который время от времени форсит АИ-опус  своей знакомой как отличную книгу, недооцененную быдлом. На днях он ее даже упомянул в одном ряду с «Обитаемым островом» Сами-знаете-кого. Нет, не как равную. Но как «хорошо рассказанную историю» с подтекстом, сложным для восприятия современным, растерявшим навыки чтения художественной литературы, читателем. Вот только, если взглянуть со стороны читателя, эта ситуация больше напоминает басню «Кукушка и петух». И хрен бы с ней, но есть, как говорится, один маленький, но важный нюанс.
Оговорюсь сразу на случай, если упоминаемые литераторы вдруг понабегут: опус этот я читал по мере его написания (благо, автор так же у меня во френд-ленте есть), это было давно, перечитывать нет никакого интереса и поэтому говорить мне, что «в тексте было не так» бессмысленно. Так же бессмысленно сообщать, что о каких-то ключевых изменениях логики, физики, агрономии etc было сообщено мелким шрифтом в трех словах «в другой главе».
Вот честное слово, по прочтении эпилога «Серпа…» как-то сама собой нарисовалась параллель с любовным сериалом о балетной труппе с театром. Вымышленными, ессно.
Вот представьте: всем прекрасно знакомый театр с балетом, который, как известно, через пару лет разорится, разосрется и сгорит нафиг. Труппа с поименно известными примами, режиссерами, администрацией и подтанцовкой. О каждом написаны горы книг и сняты километры кинопленки. Наша фантастическая история о том, как все могло быть не так, начинается с того, что в труппу приходит новая, никому не известная балерина. Она юна, чиста, офигенно талантлива и главное – знает, что их всех ждет в мрачном будущем. Через три серии она поднимается из кордебалета к именным ролям, через пять – становится примой, через восемь – еще и режиссером! Она начинает работу по постановке «Лебединого озера», которой заткнет за пояс всех конкурентов и вытащит труппу к светлому будущему. Владелец театра во всем ей помогает, красиво ухаживает  и даже в офигительно трогательной сцене просит ее стать ему женой, опорой в жизни и матерью общих детей. И тут она на репетиции поскальзывается на банановой кожуре. Перелом позвоночника и выкидыш! В следующей серии владелец театра распродает заготовленные декорации, выгоняет всех талантливых артистов, найденных героиней, дарит наработки по спектаклю конкурентам и уезжает в Ниццу с любовником. Слово «Конец» всплывает на фоне весело горящего театра с бомжующей алкоголичкой - бывшей ГГ. Да, это была внезапно последняя серия!
«Чо?!?» вахуе вопрошает зритель. Дык, отвечает автор: вы же прекрасно знаете, что владелец театра был стопроцентным педерастом. Вот! Кто мы, чтобы идти против правды? И разорились они неспроста: всем известно, что владелец влез в долги к мафии, спустил деньги налево и за ним таки пришли. И вы всерьез думаете, что это «Леебдиное озеро» им бы помогло? Вот смешные! И чего вы к банановой кожуре привязались? Вот прыгните на нее как балерина, я посмотрю, что вы сломаете! И, да, вот вам новый сериал: все те же, все там же, но теперь героиня пойдет совсем другим путем, она будет ставить «Спартака»! «Да ты издеваешься, б..дь!» - предсказуемо отвечают зрители.
А теперь вернемся от совершенно вымышленного сериала к реальному тексту.
Если вы беретесь писать в определенном жанре – придерживайтесь его до конца. В общем случае нельзя перед самым финалом менять любовно-производственный водевиль на трагедию или типовой попаданческий «нагиб истории» на чернушное «всепропальство». Это один из признаков того, что история не «рассказана хорошо», как пытается утверждать сосед-тоже-писатель, а запорота. Кто-то скажет «эксперимент»? Современное искусство и прочий перформанс? Я вас умоляю… У меня тут в соседнем зале была выставка с мастер-классом по ебле собак, вот это – «эксперимент и современное искусство». И при всем моем отвращении к людям, желающим влиться в те ряды, «Серп…» - просто пример того, как запороть историю, в последний момент перепрыгивая куда-то не туда. Это, конечно, не один из пролистанных мною фанфиков по Поттеру, заканчивающийся словами «…но тут началась Третья мировая война и на Хогвартс упала трехмегатонная водородная бомба…», но близко к тому.
Почти о том же, но с другой стороны: выписывая долго и упорно типовую схему обогащения и развития ГГ для того, чтобы разорить его буквально телеграфными строчками в финальных главах, вы делаете ошибку. То же с семьей и отношениями. Это та же «ядерная бомба на Хогвартс». Да, это возможно, но задача писателя – рассказать правдоподобную историю о том, почему это произошло. Упоминание политэкономии и качестве управления РИ начала ХХ века как необходимой и достаточной отмазки не выдерживает никакой критики. Собственно, именно эта ошибка и вызвала параллель со сменой половой ориентации хозяина театра. Именно так оно прописано и обосновано в тексте.
И о «политэкономии» как палочки-выручалочки финала. Товарищи писатели, хвалящие роман, а как давно у нас признали классического «бога из машины» признаком высокого качества работы? Я как-то упустил этот момент в литературоведении.
Ковыряться в мелочах, я полагаю, смысла вообще нет. По сравнению с вышеизложенным совершенно не важно, насколько неправдоподобно описаны «любовные», «военные» и «производственные» линии. Они именно что типовая залипуха книжки про «попуданца с промежуточным патроном».
А теперь о том самом «важном нюансе», который с одной стороны объясняет всю ту хрень, что написал автор, а с другой, нафиг обесценивает все претензии читателей. Ну и заодно дает ответ на вопрос, почему я воздерживался от обсуждения сего опуса до сих пор.
Попаданцы ущербны. Книги в жанре альтернативной истории с ними – не просто ширпотреб, они – трешак по большей части. Жанр в целом, и его герои в частности вызывают презрение – это нормально. Часто презрение вызывают авторы – это тоже нормально, хотя и социально порицаемо. «Не пиши х..ню» - говорили же им. «Серп…» же – особенный в этом ряду текст. Книга, рожденная презрением к целевой читательской аудитории. Построенная по схеме «вот щас они втянутся, а тут мы их хуякс – и в говно!» Их, читателей, а не героев своего романа. И именно поэтому почти весь текст собран из типовых, привычных и любимых читателем кубиков, как замок для маленьких детей, который автор затем пинком разрушает, чтобы послушать, как дите будет биться в истерике. Таки, возможно, «Серп…»  - перформанс, и все ошибки, сливающие роман - запланированы. Типа, «так надо». Тем более, что ходят слухи о том, что это «особый проект, априори непонятный быдланам, для которых написана книга» и «срыв покровов в третьей части».
И ведь автор даже не скрывал свое отношение к читателям. В обсуждении глав – так вообще... Но тут есть маленькое «но».
Трудно сказать, чего хотел добиться автор. Читатель ведь не знает, какой конь-цепт родился под рюмку чая на посиделках группы писателей. Текстом-то он его до читателя не донес, если не считать тем концептом то самое «… и тут мы этого читателя раз – и в говно». А вот добился того, что те, кто читал автора раньше, на предложение очередной книги лишь брезгливо пожимают плечами: «данунахуй». Презрение к жанру переросло в презрение к читателю этого жанра, и автор бросил себя на алтарь, высказав это презрение СВОЕМУ читателю. Отличный план, ящитаю. Теперь оставайся, товарищ, со случайными связями с теми самыми «мимо проходящими». Друзья-писатели тебя поддержат, объяснят, что «это читатель теперь такой, сцуко, пошел… а ты молодец, пеши дальше в том же духе». А вот диалог с Читателем уже бессмысленнен.

ЗЫ я читал много историй про попаданцев, есть такой грех за мной. Статистическая выборка более чем репрезентативна, так вот: как только автор АИ-опуса с попаданцем любым способом проговаривает, что «пишет ликбез» - все. Это гарантия того, что написанное так или иначе обернется говном. Не было ни одного случая, опровергающего это наблюдение, и «Серп…» им также не стал. Собссно, причина очевидна: автор заявляет свое завышенное самомнение и дальше лажает, не понимая этого. Ведь пусть ты специалист, все знающий о культурной жизни периода – ты облажаешься в военно-технических вопросах; спец в военно-технических – напишешь дикую ересь про экономику, социальные отношения или психологию. И так далее, ибо специалист подобен флюсу, а роман будет требовать описания «не твоих тем». Ну а «специалист во всем» через страницу будет вызывать смех у людей, реально работавших по каким-то вопросам того времени своей клоунадой. Ведь от вопроса "и вот это - ликбез?!?" автору уже никуда не деться. Впрочем, скорее всего его не озвучат, ибо диалог бесперспективен.
И ведь рецепт не быть автором говна прост – помни, что среди читателей навалом людей, лучше тебя знающих тему, и НЕ ВЫЕБЫВАЙСЯ! Автору, предлагающему развлечься, простят если не все, то многое. Малограмотному «ликвидатору безграмотности» не простят ничего. Ибо нехуй.

ЗЗЫ Полное название опуса, если вдруг вы не знали: «Серпом по недостаткам», он есть на Самиздате. Но поверьте, если вы его не читали – не читайте, незачем тратить время. Даже в этом проклятом богами жанре есть вещи намного качественнее и интереснее.
Tags: за геноцид!, прагусей, типа литература, я - быдло!
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 17 comments